Французы этот фильм включили в школьную программу для обязательного просмотра, в нашей стране прошел он незаметно и даже истинные киноманы не знают о нем.
История «Бабуси» незамысловата и типична для России. Трудилась Бабуся всю жизнь, растила внуков, а когда они подросли — продала свой дом и осталась жить с дочерью и зятем. Но дочь попадает в больницу, а зять увозит Бабусю в деревеньку, в которой она когда-то растила и дочь Веру, и её детей.
В деревеньке она живёт вместе с сестрою, которая помогает ей, чем может: составляет компанию на праздниках, и прячет её в доме от пьяного сына… Но вот приходит письмо с трагической новостью о смерти Веры, а затем сестра сломала шейку бедра и сама стала нуждаться в помощи.
Из Москвы приезжает племянница, работающая известной журналисткой, и пытается устроить Бабусю к внукам, которые отказываются от неё один за другим…
Перед нами история о самом страшном человеческом грехе — о равнодушии. Это история, которая происходит каждый день рядом с нами. Сколько в нашей стране стариков, которые вынуждены скитаться по дальним родственникам, домам престарелых или вовсе по улицам…
Мы бежим по своим делам-делишкам и не замечаем одиночества пожилых людей, раздражаемся из-за их советов, не ценим их мудрость и бескорыстную любовь. И как часто забываем и их, и то, что когда-нибудь сами будем такими же.
Я смотрела фильм и плакала от жалости, несправедливости, ничтожности человеческой сущности, от невозможности приютить каждую такую бабусю, от вопроса — сама справилась бы с такой ситуацией? А ещё от благодарности к авторам за то, что есть фильмы, которые вызывают такие сильные чувства.
Не буду описывать свои душевные страдания и сомнения. Смотрите фильм со своими детьми и внуками. Цените то, что пока имеете, чтобы потом не плакать…
Режиссер фильма Лидия Боброва. Создан он был в 2003 году.
Награды фильма:
Гран-при МКФ «Ранкотре» в Париже.
Приз Парижской мэрии на прокат фильма во Франции.
Приз Арте Гран-при V Европейского кинофестиваля (Франция).
Гран-при и приз зрительских симпатий на МКФ в Котбусе (Германия).
Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах, Приз Экуменического жюри, приз «Дон Кихот» (Чехия).
Гран-при Фестиваля Фестивалей (Санкт-Петербург).
Приз за лучшую женскую роль на фестивале «Кинотавр» в Сочи.
Посмотреть можно здесь http://pravfilms.ru/load/filmy/khudozhestvennoe_kino/film_quot_babusja_quot_smotret_besplatno/3-1-0-173
Спасибо за разговор об этом фильме. В свое время просмотрела его запоем раз пять подряд, обливаясь каждый раз слезами. И всегда удивлялась: почему этот потрясающий фильм замалчивается? Почему замалчивается имя Лидии Бобровой, судьба которой достойна отдельного фильма.
Мне кажется, что это еще фильм об отношении к своему народу: выжали все соки и отпустили в свободное плавание. А теперь еще и налогами обложили. Воду и свет — по карточкам, налог на капремонт развалюх вводят, скоро за воздух будем платить, за право ходить по земле.
Бедность и бесправие тут ни при чем. Тут другое: откуда у россиян такая душевная чёрствость? И это давным-давно наблюдалось: у Бунина есть рассказ о столетнем старике, которого вши заедают, этот старик всем мешает. Может, мозолистые руки предков передались нам по наследству в форме жесткой, черствой души. Поэтому разбогатевшая голытьба какие угодно аргументы приводит, чтобы избавиться от престарелых дедов, бабок, родителей. Нет сострадания в организме — зачем возиться с этим устаревшим хламом?
Ирония фильма заключается в том, что очень симпатичная главная героиня — продвинутая московская журналистка, пробившаяся из нищеты и прозябания в Москву только благодаря своим способностям и труду — защищает попранные права чеченцев, а вот времени на внимание и заботу к родной бабке нет! Так что мы руками и ногами удерживает то, чего добились в жизни (богатства, карьеры, творческой работы). Престарелые, больные, слабые, падшие при этом только помеха.
Не согласна с Валентиной. Народ — это каждый из нас по отдельности. И прессуют всех чиновники, которые не с Марса прилетели, разного калибра начальники и начальнички — вчерашняя деревенщина, голытьба, но вот дорвались до пирога и пользуются моментом. Они тоже народ. Только правила игры такие: одни из народа спасают свою шкуру, а другие сдирают ее, да желательно и мясо с костей содрать. Но мы все один народ, поэтому о каком отношении к народу идет речь? Все народ, только один народ, дорвавшись до сладкого пирога, в упоении гнобит другую часть народа. От этого и у тех, и у других душа черствая, ни тот, ни другой народ не желает заботиться о слабых и страждущих. Богат ты или беден как мышь церковная — твоя жесткая душа спокойно смотрит на страдания ближнего.
Грустно от всего этого. Думаю, что те, кому адресован фильм. его смотреть не будут