Каждый фильм Павла Лунгина становится событием. Завершенная в 2012 году работа мастера «Дирижер» была впервые представлена зрителю в канун светлого праздника Пасхи. И это закономерно – фильм стал еще одной притчей, философским осмыслением земного пути человека и размышлением о нравственной основе бытия, о взаимосвязи всех звеньев мирских и небесных сфер.
Жанр фильма «Дирижер» был определен Павлом Лунгиным как музыкальная драма. Первоначально Лунгин написал сценарий и стал продюсером ленты, поручив съемки одному известному режиссеру. Но, видимо, позиция коллеги не совпала с видением автора, и мэтр самостоятельно довел картину до финала. Может быть, поэтому фильм оставляет впечатления сцементированной цельности между идеей и ее воплощением. Оставляя, впрочем, зазоры для раздумий и личных ассоциаций.
Сюжет лаконичен. Прославленный оркестр под управлением знаменитого дирижера Петрова приглашен в Иерусалим, чтобы дать концерт духовной музыки. Казалось бы, высокая культурная миссия предоставляет героям фильма провести феерические дни на Святой Земле, насладиться великолепной возможностью исполнить «Страсти по Матфею» в непосредственной близости от святынь, описанных евангелистами, — Гефсиманского сада, где Иисусу провел в молитвах последнюю ночь земной жизни и от Голгофы.
В Иерусалим герои фильма прилетают со своими страстями и гореcтями. Руководитель оркестра в исполнении Владаса Багдонаса производит впечатление человека отгородившегося от внешнего мира. Кажется, что он с полным равнодушием принимает упреки тенора, который подозревает, что его партию исполнит на концерте другой исполнитель. На самом деле душу дирижера разрывают страсти: накануне вылета из Москвы он узнал о самоубийстве единственного сына.
Петров один уезжает из гостиницы и разыскивает неряшливую ночлежку, ставшую последним пристанищем его сына-художника. Молодой человек вел богемную жизнь. Употреблял наркотики, запутался в долгах, отец отказался платить по его счетам. Товарищи по ночлежке обвиняют Петрова в жестокости, требуют у него денег на похороны, предлагая взамен последнюю картину Саши.
Дирижер остается наедине со своей совестью, горем и картиной, на которой изображен снятый с креста Христос. Перед концертом маэстро присутствует на похоронах Саши, читает его прощальную записку. Саша пишет, что пришел в магазин и спросил хлеба, а купил жвачку, продавец его не понял. «Так и мы с тобой не поняли друг друга. Прости, папа, я больше не буду…».
Другая сюжетная линия картины строится на истории закончившейся любви между супругами-певцами. Жена (Инга Оболдина) не в состоянии справиться с безразличием мужа. Ревнует к случайной попутчице по самолету и просит женщину не приходить на концерт, на который та получила приглашение. Женщина (Дарья Мороз) прилетела в Иерусалим с двумя детьми совершить паломничество и смиренно обещает не встречаться с чужим мужем. Вместо концерта она идет бродить по городу и оказывается на рынке, как раз в тот роковой момент, когда шахид-смертник взрывает себя в толпе людей, покупающих продукты.
За кадром на протяжении всего фильма звучат поднимающие ввысь торжественные мелодии, написанные современным композитором духовной музыки митрополитом Иларионом (Алфеевым).
Музыканты Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева и хор Государственной Третьяковской галереи сделали специальные записи для фильма «Дирижёр» и снялись в нескольких сценах картины.
Дирижер ведет за собой оркестр, хор, солистов. А кто дирижирует мистерией под небом Иерусалима? Каким образом на улицах Золотого города переплетаются судьбы людей, их поступки и тайные желания?
Если в фильме «Остров» полноправным участником истории стали раскрытые ладони северных прозрачных озер, то в музыкальной драме эта роль отведена Иерусалиму: Елеонская гора, Виа Долороса – «Путь Скорби», Камень помазания и православный придел Голгофы в Храме Гроба Господня, Горненский женский православный монастырь, панорамы и улицы старого года, крепостные стены времен библейского царя Давида. Авторам фильма удалось передать непостижимую духовную энергетику города. Ведь главной загадкой Иерусалима остается то, что даже убежденные атеисты на Святой земле перестают сомневаться в реальности библейских и евангельских событий.
«Страсти по Матфею», исполненные под небом Иерусалима, становятся страстями по каждому герою фильма, ибо каждый из нас несет в себе частицу божественного духа. И каждый из нас сам решает, как распорядится этим бесценным даром.
После просмотра этого фильма появилась цель: съездить в Иерусалим.
Действительно, Иерусалим — чуть ли не главный герой фильма. И музыка потрясает, как замечательно, что в наше время духовный композитор создает такие шедевры!