Одним из любимых занятий в далеком детстве было бесконечное рассматривание маминых альбомов с почтовыми открытками начала века, с вырезками из журналов, фотокарточками знаменитых артистов. Отдельно хранилась обернутая в папиросную бумагу открытка с изображением цесаревича Алексея – красивого мальчика в матроске. О нем почему-то рассказывали скупо и стремились переключить внимание на малютку, который в рождественскую ночь «продрог и весь дрожал» — слушать на ночь эту историю было совершенно невыносимо, так жаль было несчастного сиротку. Другое дело — истории про Петера, который был на самом деле остроумной и смелой девчонкой, работающей в гараже механиком. Или рассказ о неунывающей кухарке Катарине, или о славной девушке, не бросившей в беде подкидыша. Все эти истории заканчивались прекрасно, в девушку-шофера влюблялся аристократ, служанка благополучно выходила замуж за любимого, маленькая мама обретала семью. А случались все эти истории, достойные Золушки, с героинями задорной артистки с огромными смеющими глазами – Франчески Гааль. Это ее снимки с кадрами из популярнейших в 30-е годы фильмов «Петер», «Маленькая мама», «Катарина», я перебирала бесконечное число раз, любуясь Франческой во фраке, в рабочем комбинезоне, в фартуке, в бальном платье.
Значительно позже удалось посмотреть фильмы с ее участием, которые благодаря ее обаянию и таланту, действительно, оказались замечательными мелодрамами. Вот только ни в детстве, ни в зрелые годы никак не удавалось узнать подробности ее биографии. Женщина со смеющими глазами не оставила после себя ничего, кроме своих знаменитых лент.
Франческа Гааль стала одной из легенд и загадок прошлого века. Она исчезла в лучших традициях экзистенциализма, балансирующего на грани жизни и смерти, войны и мира.
Исследователям ее творчества неизвестно даже настоящее имя актрисы. В одной из метрик она значилась как Фанни Зильверич. В другой — Сидония Зильбершпитц. С датой рождения тоже неразбериха – то ли 2 января 1904 года, то ли 1 февраля того же года. Тем не менее, вспомним Франческу Гааль накануне ее 110-летнего юбилея. Известно только, что родилась она в Австро-Венгрии, на берегу Дуная, в одном из красивейших городов Европы.
Необычно способная малышка была последним, тринадцатым ребенком в благополучной еврейской семье, жившей в Будапеште. Юность ее совпала с Первой мировой войной и угасанием династии Габсбургов. На фоне трагических событий ее мечты о сцене казались родным фантазиями, но девочка, приписав себе два года, в четырнадцать лет поступила в Театральную школу Будапешта. Она не пропускала ни одного спектакля, зачитывалась русской классикой и освоила систему Станиславского. С особым усердием занималась вокалом.
Занятия были прерваны в связи с революцией в Венгрии. Власть Советов в стране продержалась почти пять лет – до 6 августа 1919 года. В этот период наша героиня дебютировала в кино и пыталась закрепиться в каком-нибудь театре, но режиссеры от нее отмахивались, ссылаясь на то, что девушка не достаточно изящна и «немузыкальна». Но Франческа не сдавалась. И ей повезло. Однажды ее срочно ввели в спектакль на роль заболевшей актрисы, и Гааль настолько хорошо справилась с задачей, что была тут же зачислена в труппу. Так началась ее яркая театральная карьера? К концу 20-х годов Гааль стала примой. Ее сценический диапазон был обширен – она сыграла Ирину в «Трех сестрах», Наташу в «На дне», Аню в «Вишневом саде», Элизу Дулитл в «Пигмалионе». Кроме того, с аншлагом шли постановки оперетт с Франчекой Гааль — «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Графиня Марица», «Роза любви».
Она связала жизнь с журналистом Германом Костерлицем, который стал ее агентом, продюсером, режиссером. После появления звукового кино, пара перебралась в Берлин, где Костерлиц добился выгодного контракта с концерном «УФА». Успех в звуковых кинопостановках актрисы был оглушительным, Франческа решила целиком посвятить себя кино. Но директор будапештского театра никак не хотел выпускать из рук свою примадонну. Развязка этой ситуации оказалась в духе оперетты: перед началом премьеры постановки «Дикий цветок» Гааль искромсала ножницами свое роскошное сценическое платье и за десять минут до поднятия занавеса отослала директору испорченный наряд с запиской: «Не играю в платьях, которые на мне плохо сидят». Разгорелся скандал, виновница срыва премьеры получила расчет, а на ее место взяли начинающую старлетку Марику Рекк.
Порвав со сценой, Гааль много и успешно снималась в Германии. Фильмы с ее участием сулили огромные кассовые сборы, но в стране уже пришли к власти нацисты. Какое-то время Гааль пыталась отстаивать свои «человеческие и демократические права на творчество». Но после того, как
Йозеф Геббельс заявил: «Еще одна киноеврейка должна исчезнуть с наших экранов», а Генрих Гиммлер пригрозил: «Госпоже Гааль придется выбрать между эмиграцией и лагерем», она переехала в Австрию.
Несколько лет венская студия выпускала с Гааль по одному фильму в год: «Ева и Петер» (1934), «Маленькая мама» (1935), «Катерина последняя» (1936), эксплуатируя ее вокальные способности и природное обаяние.
Фильм «Ева и Петер» в 1935 году получил почетную грамоту на I Московском международном кинофестивале. С ободрения Сталина этот фильм под названием «Петер» был выпущен на советский экран. Затем были закуплены и другие ленты с ее участием. Кроме того, с легкой руки «Петера» в Советском союзе обратили внимание на существование жанра музыкальной комедии.
Тем временем наша героиня была вынуждена после аншлюса Австрии с фашистами перебраться во Францию. В столице моды – в Париже она вкусила всю глубину сладости славы — парижанки носили шляпки а-ля «маленькая мама», брюки «петер», платье «катерина», стриглись под ее героиню из картины «Чиби».
В Голливуд, куда Франческа переехала с Германом, ее встретили с распростертыми объятиями. Костерлиц, приняв американское гражданство, превратился в Генри Костера и сделал успешную карьеру на фабрике грез. За два с половиной года Франческа снялась в трех голливудских фильмах, которые были тепло приняты зрителями. Ничего не предвещало грозы, однако Генри Костер неожиданно заявил, что в новом фильме будет снимать не Гааль, а юную Дину Дурбин, которой только исполнилось шестнадцать лет. Повзрослевшая Франческа Гааль стала продюсеру не нужна.
Оставшись без работы и мужа, артистка потеряла смысл жизни. Единственным убежищем ей представлялся далекий отчий дом, и она решилась на безумный шаг — вернулась в Будапешт в 1940 году.
В родном городе она временно поселилась в роскошной гостинице, однако через дня два портье тайком вложил ей в руку записку: «Вас ищет гестапо!».
Оставалось одно – мгновенно исчезнуть. Фашисты уничтожили всю ее родню, но до Франчески гестапо так и не добралось. Долгие четыре с половиной года артистка пряталась в подвале дома верных друзей, в центре Будапешта, где обитали сливки немецкого общества. Ее никто не выдал.
После освобождения Будапешта от фашистов она вышла из своего убежища, посеревшая от горя и авитаминоза. От нее шарахались прохожие – немытая старуха, вымазанная гарью, в лохмотья, с струпьями на руках. Но это была она выжившая и выстоявшая – некогда великолепная красавица Франческа Гааль, которой недавно исполнилось всего сорок лет.
Советский офицер не поверил даме, его сопровождавшей, что перед ним сидит на развалинах особняка любимая артистка. Он собрался уходить, когда нищенка запела знакомую песенку из довоенного кино…
В тот же день майор написал в рапорте, что «26 марта 1945 года, во время зачистки города Будапешта от остатков немецкого гарнизона, была обнаружена пропавшая без вести в 1940 году знаменитая киноактриса Франческа Гааль». После проверки в особом отделе армии, Гааль попала под опеку самого Климента Ворошилова, курировавшего венгерскую зону. В его ставке артистку подлечили физически и душевно. За короткий срок она настолько реабилитировалась, что 9 мая 1945 года вышла на сцену – ее выступлением завершился концерт в венском Оперном театре для советских солдат и офицеров. Под гром аплодисментов Гааль исполнила по-русски «Полюшко-поле» и «Катюшу», а потом свои песенки из фильмов. В Вене говорили, что «Петер» пила с русскими за Победу неразбавленный спирт, и на радость солдатам площадной бранью поносила Гитлера и его клику.
На приемах она появлялась в изысканных туалетах под руку с Ворошиловым, так продолжалось до тех пор пока Франческа не попала в поле зрения Берия. Отбить даму у «кавалерист» для всесильного наркома не составило труда, с очередного приема Франческа ушла вместе с Берия, который мгновенно организовал ее визит в Москву – официально по
линии ВОКС – Всесоюзного общества культурных связей с заграницей. В августе 45 года актрису в Кремле принял Сталин. Вождь народов нежно дотронулся ее руки, со следами обморожения и грибка, посочувствовал ей и спросил, что она хотела бы увидеть в СССР. Франческа Гааль прогостила в стране около трех месяцев. Официально посетила Ленинград, Одессу и Киев. Есть сведения, что под патронатом подчиненных Берия, она побывала в еще девяти городах. После возвращения в Москву она вдруг срочно засобиралась в Венгрию под предлогом неотложных дел. Перед отъездом артистка, якобы пообещала в скором времени вернуться в Россию, чтобы сняться в музыкальной комедии.
На родине Гааль, действительно, стала готовиться к съемкам в картине «Рене XIV, или Король бастует». 21 февраля 1946 года она появилась на съемочной площадке и проработала перед камерой целый день. Это был последний день ее артистической деятельности. Это был последний день, когда вообще кто-то и что-то может рассказать достоверное о Франческе Гааль. Дальше начинается тайна. 22 февраля она бесследно исчезла из Будапешта.
Ничего не известно об ее дальнейшей судьбе. Она превратилась в фантом. Были люди, утверждавшие, что видели ее в Париже, кто-то клялся, что встречался с Гааль в Лондоне, были свидетели ее появления в Нью-Йорке. И ни один из этих слухов не был подкреплен весомыми фактами.
Франческа Гааль просто удалилась со сцены, задвинула за собой занавес, оставив своих поклонников без малейшей надежды получить ключ к разгадке своей жизни.
Leave a Reply