Не часто услышишь похвалу из уст Михаила Задорнова. Мы привыкли к его едкому сарказму. Правду говорит писатель, чего уж тут обижаться на зеркало, если облик нашей любимой страны далек от совершенства. И вдруг натыкаюсь в сети на запись Задорнова: «Посмотрел российский фильм «Рассказы». Это лучшее кино, которое я видел за многие последние годы, включая фильмы Голливуда».
Стоит ли говорить, что я кинулась искать фильм, получивший столь лестную оценку. Не скрою, что готова была столкнуться с жесткой критикой, от души повозмущаться вместе с авторами, а то и всплакнуть над судьбой многострадальной нашей Отчизны.
Ни плакать, ни страдать не пришлось. Фильм оказался серьезным и веселым одновременно. Легким для восприятия, что, за мой взгляд, свидетельствует о мастерстве его создателей. С одной стороны – это артхаусное кино, то есть достаточно авангардное и прогрессивное, однако понятное буквально каждому, а не только заумному кругу снобов и критиков.
Даже как-то обидно стало за авторов – фильм собрал весомый урожай призов, а из знакомых мало, кто его посмотрел. В прошлом году на «Кинотавре» «Рассказы» получили приз имени Григория Горина «За лучший сценарий» и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. Фильм был отмечен рядом российских фестивалей, а также представлял страну на кинофорумах в Монреале, Лондоне, Испании. Получил премия в области сатиры и юмора «Золотой Джокер» в номинации «Кино».
Картина «Рассказы» — это несколько новелл из нашей жизни. Объединяет сюжет рукопись молодого автора, которую «зарезали» в издательстве. Распечатка текста выброшена в корзину. Но она постоянно попадает кому-то в руки. То уборщице, то редактору. И вот случайные читатели пробегают глазами первую строку и становятся участниками описанных событий. Одни «примеривают» на себе образы героев новелл, другие остаются за кадром, но мы видим события в преломлении их восприятия реальности. Такой подход оправдывает различную стилистику изложения, эклектику содержания. Каждый зритель может найти в картине наиболее близкие для себя темы: от укрепления вертикали власти и борьбы с коррупцией и взятками на всех уровнях, вернее национальные особенности этой пресловутой борьбы,
до решения этических проблем и бездуховности поколения NEXT.
Некоторые сюжетные линии развиваются в жанре обличительной социальной сатиры, другие — в стилистике комедии абсурда, мистики или жестокого романса. Почему жестокого? А что может получиться путного, если интеллектуала средних лет угораздило закрутить роман с молоденькой красоткой? Он изнемогает от страсти, высыпается в рабочие часы, запершись в туалете, а затем впадает в депрессию, обнаружив, что его Дульсинея смутно представляет историю родины и не стесняется путать дельфинов с акулами.
В фильме режиссера Михаила Сегала заняты артисты, доказавшие еще раз, что «нет маленьких ролей», что блеснуть мастерством можно в крохотном эпизоде. Из широко известных актеров в фильме снимались Игорь Угольников и набирающий популярность
Андрей Мерзликин, запомнившийся по сериалу «Синдром дракона». В фильме «Рассказы» Мерзликин сыграл организатора свадеб, играющего на слабостях своих клиентов. В итоге, молодые прагматики заказывают у афериста не только сценарий свадьбы, но и жизненную программу на многие годы вперед, включая будущих любовников, с которыми по контракту лет через десять будут наставлять друг другу рога.
Полон юмора и грусти рассказ о пропавшей школьнице. Ребенка безуспешно ищут полиция, военные. Прочесывают леса, поля, шарят баграми в болотной топи. Наконец, привлекают к поискам экстрасенса – тетку из местной библиотеки. Она возглавляет операцию по спасению девочки, прислушивается к голосам небесных сфер и матушки-природы. Произносит замысловатые вирши, которые расшифровывает на бытовой язык, экспрессивно снабженный ненормативной лексикой, один из командиров. Летят команды. Спасатели гонятся по следам ребенка, которому угрожают всякие напасти. Какой же тут отдых, раз экстрасенс чувствует рядом с девочкой присутствие мужской особи с неимоверной сексуальной энергией. В это время школьница-прогульщица прохлаждается на лугу, а рядом пощипывает травку здоровенный бык. Библиотекарь почти настигает беглянку, но терпит сокрушительное поражение, а в итоге и гибнет, когда заблудившаяся девочка вырывает из учебника страницу со стихами Пушкина и разводит костер.
«Вот теперь ей ничего не поможет!», — восклицает экстрасенс-библиотекарь. Этой фразой кончается одна из новелл, но сюжет уже мчится дальше, вовлекая зрителя в водоворот новых событий.
Посмотрите фильм «Рассказы». Это кино о нас с вами. Серьезное, интересное, грустное и смешное кино про нашу жизнь.
Этот фильм — образец безупречного стиля и хорошего вкуса. Оооочень редко в нашем российском кинематографе пробиваются такие трепетные ростки.