Что делать во Фромборге?

Польский пог16938812_1614023818628005_6832105071589113667_nраничник внимательно изучил мой паспорт и строго спросил: «Куда пани едет?» Ответ был краток и честен: «Во Фромборг». Со мной следовала дочь, и молодой человек задал ей тот же вопрос. Услышав знакомый ответ, он спросил: «Зачем?». На что моя красавица игриво ответила: «Погулять». Узнав, что наша поездка продлится три дня, страж границы устроил допрос «по полной», и даже потребовал ваучер на проживание — настолько искренне было его недоумение, где в таком маленьком городке русские туристы собираются гулять столько дней.
Оказалось, во Фромборге есть и куда сходить, и на что посмотреть, и чем заняться. Но обо всем по порядку.
Вернёмся к началу нашего путешествия. Отель без проблем мы забронировали на http://www.booking.com. Добираться решили автобусом. Всезнающий Интернет подсказал, что есть рейс «Калининград – Эльблонг» с остановками во Фромборге и Мальборке. Но за пару дней до поездки, когда я поехала за билетами, выяснилось — такого маршрута уже давно нет. А как иначе добраться до Фромборга на автовокзале мне ответить никто не мог. Про культуру ответов кассиров и говорить не стоит, чтобы не портить ни себе, ни вам, уважаемые читатели, настроение. Вновь на помощь призвали Интернет. По карте установили, что ближайшая доступная нам «точка» – это Бранёво (от Фромборга всего 9 км). До него можно добраться на «гданьском» автобусе (маршрут № 802 «Калининград — Гданьск»), а там пересесть на какой-нибудь местный автобус. На худой конец поищем такси…
Добрались. Бранево встретил нас дождем, порывистым ветром и… закрытым вокзалом. Рядом почта, но она работает только с 13.00, а на часах по местному времени 9 утра… Кругом ни души. Оно и понятно, в такую погоду даже собаку на улицу хороший хозяин… ну, дальше вы сами знаете.
Решили пойти туда, где есть хоть какие-нибудь люди. На наше счастье, минут через пять мы таки «изловили» пана-уборщика, который и послал нас в нужном направлении. Пройдя «просто-просто» метров сто вдоль пустынной трассы, засомневались, а туда ли мы идем? (По-польски «просто» — означает «прямо».) Наконец, дочь радостно воскликнула: «Смотри, открытый магазин! Тут даже вывеска на русском — давай спросим!»
Хозяин лавочки оказался поляком, не говорящим по-русски, но был очень любезен. На нашу мантру «Фромборк!» он также произнес волшебную фразу «Просто-просто», но уже в сочетании с «Улица Костюшки». Сарафанная навигация сработала и поиски нужной нам автобусной остановки наконец-то завершились. Но расписание гласило, что один автобус ушел только что, а второй будет через 40 минут.
Самое время для горячего «кавы», ибо замерзли мы уже конкретно. Пошли искать кофейню. В одном месте было совсем пусто — грязные окна говорили: «Ждите весны», во втором — еще закрыто. Но вновь добрые люди выручили. Крохотная забегаловка, притулившаяся сбоку жилого дома, стала настоящим спасением. Заведение всего на три столика, но с огромным меню, миловидной хозяйкой и демократичным ценником. Горячий журек, вкуснющие пирОги (на русский манер — вареники) и горячий ароматный чай вселили в нас надежду. Теперь можно и пешком до Фромбурга. К слову, за трапезу мы заплатили 15 злотых (чуть больше 200 рублей).
Собравшийся к этому времени на остановке народ прибавил отпимизьму. К тому же автобус прибыл точно по расписанию. И примерно через 15 минут нас уже высадили посреди славного города Фромборг.
«День начинает удаваться!» — с этими словами мы отправились на поиски своего отеля.
В адресе значилась улица Почтовая. Оказалось, нужный нам дом располагался всего в 150 метрах от остановки. Но в окнах отеля было темно, центральная дверь закрыта, а на звонок со стрелкой «Resepshn» никто не откликнулся. Приехали, называется… Пришлось зайти с тыла, через подсобные помещения. И вдруг, о боги, русская речь! Ребята оказались не только нашими земляками, но и знакомыми хозяина. Один телефонный звонок и буквально через минуту к нам прибежала симпатичная официантка. Как нам потом объяснили, мы просто рано приехали, не предупредив об этом хозяев — до формального заселения было еще почти три часа. Нам предложили горячий кофе и пообещали горячий завтрак, хотя до открытия ресторана также полагалось ждать еще час. Буквально еще полчаса и учтивый портье (он же любезный официант, шустрый горничный, исполнительный посыльный и толковый администратор) отнес наши вещи в готовый к приему гостей номер.
Вкусная еда, уютная тёплая комната и рюмочка вкусной домашней малиновой наливки — презент от хозяина — сделали свое дело. «Жизнь продолжает улыбаться!» — с такой мыслью мы… уснули.
Часа через полтора постучалась отдохнувшая совесть: Вы что, сюда спать приехали?
К тому времени дождь вовсе утих и даже вылезло солнце. Мы галопом отправились на прогулку к главной достопримечательности Фромборга — Кафедральному, или как его еще называют — Соборному холму. Средневековый архитектурный комплекс виден издалека во всем великолепии, но мы смогли полюбоваться им лишь снаружи — музейные кассы работают только до трех часов. А вот «пообщаться» с 600-летним дубом можно практически до заката. Вход во внутренний дворик, где укоренился современник Николая Коперника, открыт допоздна. Жаль только, не удалось обняться с реликтовым деревом — от оголтелых туристов теперь его обнесли оградкой.
Вдоволь налюбовавшись на Дворец кардинала и Собор, мы отправились к большой воде — на залив. На причале без особых изменений: из соседней кофейни зазывно пахнет жареной рыбой, катерок с примечательным именем «Паскуда» (в переводе на русский — «Разгильдяй») все так же стоит «на приколе», буйки-маячки, как алые паруса в миниатюре, трепещут на ветру в ожидании, когда же сойдет лед…
Сделав круг, возвращаемся на местную площадь. В центре, на скамейке, замечаем знакомый силуэт. Коперник. Скульптура знаменитого ученого не только украшает площадь, но и забавляет местных озорников, которые с завидным упорством примеряют на бронзовую голову астронома свои головные уборы. Чтобы не простудился на ветру, видимо. Мы тоже пошептались чуть-чуть с Великим, он пригласил нас в музей, где обещал открыть все свои секреты.
Полюбовались мы и на домики рыбаков. А еще порадовались за жителей маленького городка, где так трепетно относятся не только к старым зданиям, но и думают о здоровье людей – в примыкающем к площади скверике стоят «общественные» тренажеры. Под бдительным взором деревьев, похожих на страусов, молодежь наращивает мускулатуру.
Во дворе нашего гостевого дома обнаружился маленький зверинец — четыре кролика в небольшом загоне усиленно рыли туннель, вероятно для Алисы.
Стемнело очень быстро, а внутри отеля в небольшом ресторанчике на столах уже горели свечи, в углу зала в настоящей печке уютно потрескивали дрова, негромко играла музыка. Ужин заслуживает отдельной поэмы. Шеф-повар любезно приготовила для нас среди недели то, что обычно готовят по выходным — было астрономически вкусно!
Утро следующего дня началось с сюрпризов – «шведский» завтрак был выше всех ожиданий…
Соборный холм сиял в лучах утреннего солнца, отражавшегося в витражах замковых окон. Экскурсию начали с Колокольни, ее еще называют Башней Радзеёвского. Это самое высокое здание холма – в стиле готики и барокко (XVI – XVII в.) В годы второй мировой войны она была полностью разрушена, а восстановлена в семидесятых годах прошлого века. Кстати, забравшись на башню можно заметить, что часть крепостной стены восстановлена лишь наполовину – с внешней стороны. Но на это обращаешь внимание только с высоты 70 метров. Однако не каждый турист поднимется на смотровую площадку. Некоторые зависают на третьем этаже и любуются видом из окошечек. И только бесстрашные и отважные взбираются на самый верх и, несмотря на штормовой ветер, делают замечательные панорамные снимки города с высоты птичьего полета. Браво им!
В нижнем ярусе колокольни музейщики соорудили планетарий. Там постоянно крутят кино и показывают звездное небо. То самое, что удивило нашего земляка Иммануила Канта. Фильмы идут на польском языке, поэтому мы ограничились осмотром внешнего купола планетария, выбеленная поверхность которого имитирует лунный ландшафт — с кратерами и прочими неровностями небесной сферы.
Поднявшись на этаж выше, мы попали на выставку… кафельных печей. Разноцветная глазурь изразцов с клеймами мастеров, узорчатые дверцы и даже коллекция крохотных печек, возле которых хотелось погреть руки.
Внутри колокольни висит маятник Фуко, который служит наблюдению за вращением Земли. Честно признаюсь, я не поняла принцип его работы, так как наша гид рассказывала на польском очень быстром языке, но движение маятника можно созерцать часами. Он притягивает, завораживает, и вот уже ты вращаешься вместе с Землей по круговой лестнице. Те, кто эту лестницу преодолели, поборолись с ветром на смотровой площадке, спускались с таким выражением лица, будто они, а не Коперник, сделали самые важные открытия.
Следующим объектом нашего внимания стал Дворец епископа, в котором расположен Музей Николая Коперника. И здесь нас ожидало множество открытий. Оказывается, господин Коперник был не только астрономом, но и медиком, и экономистом. Именно поэтому его барельеф со скромным букетиком ландышей (символ средневековой медицины) приветствует посетителей. Эпоха его времени продолжает жить в каждом шкафчике, посуде и … витражах. По крохотным кусочкам сотрудники музея восстанавливают рукотворную красоту минувших веков. Нам посчастливилось прикоснуться к этой красоте. В музее несколько разделов, которые рассказывают о многогранных талантах Николая Коперника. Здесь много рукописных книг, глобусов небесных сфер, разных инструментов и приспособлений, которые великий ученый использовал в своей работе. И, конечно, его портретов и скульптур. Под тематические экспозиции отданы, по меньшей мере, два этажа.
На третьем этаже музея нас ждала выставка «Ангелы и демоны в искусстве». Деревянные, гранитные, чугунные, керамические ангелы были повсюду. Амуры, купидоны, херувимы… Они свисали с потолка, выглядывали из ниш и арочных проемов. На обозрение посетителей выставили также церковную утварь и облачения священнослужителей. Ад тоже сорганизовали, но демонам досталось заметно меньше места. Одним словом, два часа в музее пролетели как один миг.
В Базилике, которую мы оставили «на десерт», нас ждал еще один сюрприз. Здесь было неожиданно много людей. Мы рассматривали картины и витражи, как откуда-то с небес зазвенели колокольчики. Ожили ангелы на органе, и полилась музыка — традиционный Бах и неожиданный Чайковский, Гуно и Равель. Сердце наполнилось божественным светом, слезы навернулись на глаза…
Только потом, на улице, стало понятно, как там было холодно. Но под соборными сводами думалось о другом. Мы молча побрели по безлюдным улочкам, стараясь не расплескать гармонию внутри сердца…

Выйдя на улицу Старую, мы набрели на часовню святой Анны. Там же находится музей больницы Святого Духа. История медицины здесь представлена во всех подробностях — приборы, колбочки, инструменты, посуда и различные приспособления. Много старинных книг. На рабочем столе доктора обнаружили книгу на русском языке. Было приятно. Однако самую большую достопримечательность часовни во всей красоте увидеть не удалось — монастырский сад с уникальной коллекцией растений еще спит.
А значит, нам еще раз предстоит приехать в этот город, чтобы заглянуть еще и в обсерваторию Коперника, посетить Кафедральный собор, что расположен под Соборным холмом, прокатиться на речном трамвайчике и побродить по берегу залива. А главное — понять, зачем поздно вечером на крыше Базилики собираются голуби и вороны, усаживаясь рядком по всей длине собора. Может, у них заседание масонской ложи?..