Роман со зрителем Петра Тодоровского

тодоровский

На 88 году жизни в Москве ушел из жизни знаменитый советский и российский кинорежиссер Петр Тодоровский. Не выдержало сердце любимого миллионами мастера, фронтовика, гитариста, человека широкой души и крепких моральных принципов, подарившего миру кинокартины, которые «на ура» принимали и зрители, и критики. На счету Тодоровского более 20 фильмов, в том числе ставшие культовыми ленты — «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, еще анкор». В большинстве картин звучит его музыка. Лиричная и щемящая. Как в фильме «По главной улице с оркестром».
Режиссер прожил большую и насыщенную жизнь. Он родился 26 августа 1925 года. Летом 1943 года стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, именно об этом своем нелегком этапе он напишет биографическую повесть «Вспоминай, не вспоминай», по которой был снят телесериал «Курсанты» (2004).
С 1944 года — командир минометного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, на берегах Эльбы, был ранен, награжден орденами Отечественной войны I и II степени и медалями. Личные переживания, эпизоды войны вошли во многие его картины, отличительная особенность которых – правда, отсутствие фальши и глубокая человечность.
В 1954 году он получил диплом операторского факультета ВГИКА. Работал оператором на картинах — «Молдавские напевы» (1955), «Весна на Заречной улице» (совместно с Радомиром Василевским, 1956), «Моя дочь» (1956), «Два Федора» (1958), «Жажда» (1959). В фильме «Никогда» (1962) Тодоровский был и сорежиссером (совместно с Владимиром Дьяченко). После этой картины Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.
Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964), после чего он снял картины «Фокусник» (1967), «Городской романс» (1969), «Своя земля» (1973), «Последняя жертва» (1975), «В день праздника» (1978), причем был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них.
Настоящая слава пришла к нему в 1980-х годах после выхода на экраны страны фильмов «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Военно-полевой роман» (1983), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочка» (1989). Каждая из этих картин становилась событием. Камертоном нравственности. Проникли в глубину души и последующие картины Тодоровского — «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995). В 1998 году он поставил мелодраму «Ретро втроем». В 2000-х годах вышли его фильмы «Жизнь забавами полна» (2001), «В созвездии Быка» (2003), «Риорита» (2008).
Выступление в различных телепередачах Петра Тодоровского всегда становилось ярким событием. Он обладал юмором и даром рассказчика. А если шла речь о его картинах, то известные артисты Олег Борисов, Елена Яковлева, Ирина Розанова и другие, не стесняясь эмоций, объяснялись в любви мастеру. А еще — он брал в руки гитару и наигрывал прекрасные мелодии, иногда один, но чаще с Сергеем Никитиным. Вместе они записали компакт-диски «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем — 2″.
Петр Тодоровский удостаивался многих кинопризов. «Военно-полевой роман» вошел в 1983 году в номинацию лучших зарубежных фильмов на премию «Оскар». На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании (1984) лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.
«Интердевочка» (1989) принесла Петру Тодоровскому «Нику» и «Созвездие-90″, а также специального приза жюри на III Международном кинофестивале в Токио (1990).
Государственная премия РФ, Специальный приз президента за выдающийся вклад в развитие российского кино, премия «Триумф» – эти и другие награды были вручены режиссеру в разные годы, но все-таки главной наградой за его труды всегда оставалась верная любовь его зрителя. Сколько писем он получил от женщин, шагавших дорогами войны, сколько откровений выслушал от девчонок, соблазнившихся, как его «Интердевочка», блеском мишуры полусвета. Он не осуждал людей. Он понимал их и любил.
Тодоровский был дважды женат, вначале на актрисе Надежде Чередниченко. Затем связал судьбу с яркой женщиной Мирой Григорьевной, инженером-лейтенантом морского флота по профессии, которая сумела основать независимую студию «Мирабель», на которой и были сняты фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем» и некоторые другие. Их сын Валерий Тодоровский стал известным режиссером ( «Любовь», «Страна глухих», «Любовник», «Стиляги») и кинопродюсером.

2 comments

  1. Для меня Тодоровский начался с «Верности», 1965 год, мне 16, еще не читан Окуджава, с которым Тодоровский писал сценарий, но фильм запал в душу на всю жизнь… Такая щемящая музыка… записываю на магнитофон с микрофона… Приз в Венеции за режиссерский дебют… Открываю СЭС — Советский энциклопедический словарь 1989 года издания, ищу… ищу… ищу… Ну вот нет Тодоровского! Есть болгарский историк Николай Тодоров, есть советский военачальник Александр Тодорский — вот только из словаря и узнала об их существовании. Пусть этот факт будет на совести составителей, ведь все равно — «Рио-Рита, Рио-Рита, кружится фокстрот…» А мы и без словарей и энциклопедий знаем, любим и всегда будем помнить этого замечательного человека… Вечная, светлая ему память…

    • admin:

      Для меня Тодоровский начался с фильма «Был месяц май». Удивительный, настоящий, очень цельный. Именно такой человек мог снять «Анкор», «Интердевочку» и другие шедевры нашего кино. Он любил жизнь, Он учил и нас понять, как она прекрасна, несмотря ни на что.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>