На волне памяти

pamyatПочему мы относимся с недоверием к тем, кто утверждает, что помнит себя с трех лет? Многие сохранили отрывочные воспоминания о первых годах жизни – милые кусочки мозаики – комнату с обоями в цветочек, сильные руки, подбрасывающие тебя к потолку, огромная корова на лугу, яркий надувной мяч и соленая волна, захлестнувшая ноги…

На днях солидное издание Business Standard опубликовало статью, в которой ученые рассказывают о новых выводах относительно детской памяти. По их мнению, примерно в семилетнем возрасте происходит ротация памяти – стираются самые ранние воспоминания под нажимом потока новых знаний и впечатлений. Этот процесс назвали
детской амнезией, рассказывает издание. Прежде чем стереть тот или иной «файл» памяти, дети используют его для усвоения новых сведений. Только у очень незначительного числа людей воспоминания до трехлетнего возраста остаются не вытесненными более поздними впечатлениями.
Сотрудники Университета Эмори (частный исследовательский университет в Атланте, штат Джорджия) несколько лет наблюдали за группой детей, постоянно общались с ними и просили рассказать ребят о событиях, которые с ними происходили. Дети взрослели. Они рассказывали, что с ними происходило в 3, 5, 6, 7, 8 и 9 лет. Трехлетние дети рассказывали о событиях с большими подробностями. Пятилетние и семилетние ребята восстанавливали примерно 63-72% обстоятельств, а на пороге 10 лет в их памяти сохранялись только 35% воспоминаний о своем раннем детстве.
Ученые пока не сошлись во мнении, почему происходит детская амнезия. Одни считают, что малышам нужны воспоминания, чтобы научиться понимать окружающую среду и освоить разговорный язык. Другие исследователи склоны объяснять этот феномен тем, что в трехлетнем возрасте сложная система нейронного строения мозга еще не сложилась окончательно, поэтому отсутствует база для сохранения массива разнообразных воспоминаний.
Никто не сетует на детскую забывчивость, а вот на склоне лет замутнения в памяти обычно встречают с тревогой и иронией. Первое правило – не нервничать. Существуют совсем несложные упражнения для укрепления памяти. Например, вы стали забывать имена. Заметим, что это наиболее распространенная форма забывчивости у людей старше среднего возраста. Сколько раз бывало, что встретишь давнего знакомого на улице, а имени вспомнить не можешь. Неловкая ситуация, что и говорить. Кроме того, трудно бывает удержать в уме имена новых знакомых. Если заметили за собой такой грех, то попробуйте после ритуала знакомства несколько раз повторить новое имя вслух, а также придумайте к имени какую-нибудь ассоциацию. Скажем, вас познакомили с Сергеем, в юности вашего друга Сережу во дворе называли Серым, а у нового знакомого седые виски. «Седой – Серый — Сергей» цепочка ассоциаций крепко закрепилась в вашем сознании. Она поможет вам подсказать в нужное время имя этого человека. Постарайтесь связать в ассоциативный ряд имя и облик, какую-нибудь характерную черту. Иногда полезно действовать от противного: довольно сварливую продавщицу лет сорок назад нарекли Розой. Придумайте какую -нибудь смешную рифму к ее имени, ведь эта особа отнюдь не напоминает красивый цветок.
Еще одна напасть – пришли в комнату и забыли, за каким предметом пришли. Что надо было взять из шкафа? Чтобы вспомнить – вернитесь мысленно назад и восстановите причинно-следственную связь. Все звенья встанут на свои места и вспомните, что вам было нужно.
Как бывает обидно, когда в разговоре с подругами вы начинаете говорить о понравившемся фильме, а у вас вылетают из головы имена и фамилии актеров, или даже название картины. Получается не рассказ, а сплошное мучение – вместо монолога сплошные ребусы – «Там играет тот, который снимался в картине режиссера Минуточкусейчасвспомню». Как быть и не ударить в грязь лицом? Такое может случиться с каждым! Вы же уверены, что в спокойной обстановке все вспомните. Поэтому возьмите паузу и незаметно сделайте несколько глубоких вздохов. Если забыли фамилию – проговорите буквы алфавита, мобилизуйте ассоциации. Нужное имя или слово обязательно всплывут в памяти.
Наедине дома время от времени устраивайте себе небольшие проверки – не просто вспоминайте какое-нибудь приятное событие – поездку или праздник, а восстановите в памяти имена людей, которые были рядом, вспомните детали и географические названия. А еще тренировать память помогают кроссворды и скандворды, решайте их и будете в хорошей форме.

…Много лет пытаюсь найти по описанию кинофильм, который произвел в детстве, в начале 60-х, большое впечатление. Скорее всего, картина была английской. Офицер возвращается с фронта в родной город, может быть в Лондон, и начинает поиски жены и сына, пропавших после бомбежки . Мужчина узнает, что ребенок выжил и был направлен в приют. После долгих поисков он находит в монастырском приюте мальчика, который мог бы оказаться его сыном. Но документов нет, особых примет нет. И тут настоятельница произносит фразу: «Мы приложили столько усилий, чтобы дети забыли о прошлом! Чего нам стоило, вытравить воспоминания об их прошлом. Иначе они не выживут в приюте». Сироты в стоптанных шнурованных ботинках, в коротких штанишках, заштопанных курточках жмутся у каменной стены монастыря. Каждый мечтает, что этот мужчина в плаще, пришел, чтобы забрать его домой. Они бояться выдать свои надежды и рассматривают булыжники под ногами – дети войны, не забывшие голод, холод убежищ, воздушные налеты, но забывшие лица своих родителей и свои настоящие имена. Мужчина берет мальчика на прогулку, пытается вытянуть из него крохи воспоминаний, но ребенок ничего не может вспомнить.
Моя детская память тоже не сохранила всех деталей этой истории. Но конец был счастливым: однажды до войны мальчик с папой и мамой пошли гулять, папа метко пострелял в тире и получил приз – симпатичную собаку. Не могу сообразить, каким образом, в черно-белом фильме всплыла игрушечная собака – белая с темными пятнами. Но она появилась в нужный момент, и мальчик обхватил ее руками, прижал к себе и назвал по имени…
Большая просьба. Если кто-то помнит этот фильм, пожалуйста, напишите в комментариях. Мне бы хотелось посмотреть его снова.

3 comments

  1. Мария:

    Как в темной пещере проблеск: расплывчатые очертания фигуры беременной женщины. Теперь то я понимаю, что это мама с моим еще не родившимся братом. Мне 4 года. Еще раньше: какие-то люди, шоколад, полосатое платье — это моя первая фотография. Что касается фамилий и иноязычных слов — это драма. Забываешь в самый неудобный момент. Все равно ведь вспомнишь, но как намучаешься.

  2. админ:

    Этот комментарий к публикации написал в файсбуке Денис Сечкин: Я долго пытал родителей, где была палатка, большая собака и огромное озеро. Они посовещались, и с недоверием сказали, что такое сочетание могло быть только во время вылазки на Виштынец. С сомнением, потому что мне тогда было два года — и помнить я по определению ничего не мог.

  3. admin:

    Еще один комментарий к нам пришел из фейсбука. Григорий написал: У меня в памяти сохранилось одно воспоминание, когда мне и года не было, и меня ещё носили на руках. Мне показывали в окно что по дороге бежит лошадка запряжённая в сани, а мне это было не видно так-как кто меня держал не понимал что на уровне моих глаз было не стекло а закрыто кожей. А разгадка пришла только через 30 лет. Находясь в гостях у своего двоюродного брата и он говорит что в детстве я приходил к вам и нянчил тебя, а вот когда подносил к окну, то ты почему-то пытался слезть с рук. И я рассказав ему почему это происходило, он подтвердил что так и было, я видел а не подумал. А когда в годик я начал ходить, то все мои воспоминания подтвердила мама. Пифагор писал что помнит себя в годик. Поэтому я понял что не одинок и это реально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>